Нужны ли знания делового этикета бухгалтеру? Безусловно! Развитие деловых навыков важная составляющая вашего профессионального роста.
Деловой этикет диктует правила общения, взаимодействия и поведения людей в процессе совместной профессиональной деятельности, а также формы обхождения с окружающими, виды обращений и приветствий, манеру и принятую форму деловой одежды.
Внимание к деловому этикету возрастает, так как психологические проблемы во взаимоотношениях сотрудников негативно влияют на деятельность любой компании. В то же время признанные формы общения помогают сгладить конфликты, решить вопросы быстро и эффективно.
Основные принципы делового этикета: компетентность, уважение и коммуникативность. Правил делового общения – великое множество. Отобрать несколько универсальных довольно сложно, но мы попробовали, и вот что получилось.
Точное соблюдение договоренностей о времени является одним из главных маркеров в информации о вас (особенно для новых знакомых, которые плохо вас знают).
Поэтому, если вы договорились о встрече, звонке, каком-то действии, привязанном ко времени, и не выполнили обещания, люди получают о вас негативную информацию примерно такого содержания:
Что же можно сделать, если вы опаздываете по объективной, независящей от вас причине?
Отправьте сообщение как минимум за 20 минут до намеченного времени. Помните, что соблюдение договоренностей о времени – это прежде всего вопрос уважения. Кстати, выражение «прибыть вовремя» означает быть на месте за 3–4 минуты до назначенного времени.
Когда вы получаете письмо по электронной почте, у вас есть время подумать, чтобы дать ответ. Обычно считается вежливым ответить в тот же день. Однако приемлемо дать ответ и не позднее следующего дня с объяснением причины задержки.
Желательно иметь стандартную подпись, в которой указаны ваши контактные данные, должность, можно прикрепить фото. Это создает вам позитивный образ и делает письмо более значительным, придает ему определенный статус.
Длинные путаные письма обычно не дочитывают. И ваше предложение, сообщение, даже если оно чрезвычайно важное, могут не понять.
Ваше сообщение должно быть кратким (3–4 пункта, 5–10 строк максимум), абсолютно понятным (для человека со стандартным уровнем образования) и точным (данные, характеристики, параметры и т. д.). Письмо из трех абзацев может выглядеть примерно так и отвечать на следующие вопросы:
Это правило, по сути, протокол этикета. Есть такое популярное выражение: «Людям, которые любят встречи, нельзя поручать руководство чем-либо». То есть человек или разговаривает, или работает. На практике прижились такие типы деловых контактов:
Если придерживаться этих простых правил, можно проводить беседы более конструктивно, не отклоняясь от сути вопроса и не отнимая время у себя и другого человека.
Чтобы люди предприняли какие-то действия, им нужна точная информация. Для бухгалтера это правило по умолчанию.
Это универсальный совет. Не удивляйтесь, что мы обращаемся к древне- индийской философии, она в вопросах делового этикета очень к месту. Карма – это некий баланс хороших и плохих поступков, который каждый человек может как пополнять, так и тратить. В основе отношений должен лежать принцип «твори добро». Реализацией этого принципа является вопрос, который стоит задавать другим людям, особенно если вы видите их впервые: «Чем я могу вам помочь?» Практический совет: всегда благодарите людей. Кто-то организовал вам знакомство, которое помогло продвинуть дело? Поблагодарите этого человека. Отправьте письмо по электронной почте после завершения дела. Знакомство, к сожалению, фактически не помогло? Поблагодарите все равно! Помогите тому, кто помог вам. Пусть вас наполняет хорошая карма, ощущение благодарности. Воздавайте должное людям. Сила этого простого действия поразительна.