Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Бухгалтеру нужно больше стабильности

Знакомьтесь: Котяш Марина Андреевна, главный бухгалтер Института программных систем НАН Украины (далее – ИПС) — всемирно известного научного центра, который входит в состав Кибернетического центра НАНУ. Общий стаж работы бухгалтером – 44 года, из них 24 года возглавляет бухгалтерию ИПС.

1 из 1

– Марина Андреевна, расскажите, пожалуйста, почему Вы решили стать бухгалтером?

– В школе я очень любила точные науки, в частности математику. Мне нравилось считать, решать математические задачи. Кроме того, мой сосед работал бухгалтером. Он и стал для меня примером. Я поняла, что именно в такой профессии мне понадобятся мои математические способности. Поэтому по окончании 8-го класса школы я поступила в Ровенский сельскохозяйственный техникум на специальность «бухгалтер в сельском хозяйстве». После окончания техникума меня направили по распределению (в то время такое практиковалось) в Ровенскую область в совхоз «Озерный». Там мне сразу предложили должность заместителя главного бухгалтера совхоза.

– Сразу же после техникума?

– Да. Сначала было очень трудно. В то время нужно было ежемесячно составлять «Баланс» и везти его в банк. В мои обязанности входило начисление зарплаты. Потом я вела счет «Основные средства», а также счет «Молодняк животных». И так я проработали там 5 лет – с 1972-го по 1977 год.

– Как далее складывалась Ваша карьера?

– Потом я вышла замуж и переехала в Киев. У меня уже было двое маленьких детей, поэтому приоритетом для меня было расположение работы вблизи дома, детского садика и школы. Я устроилась в ближайший к моему месту жительства ЖЭК на Оболони, в котором и проработала 13 лет: сначала на должности бухгалтера, потом ведущего бухгалтера и, наконец, главного бухгалтера. Одновременно, работая в ЖЭКе, я получила высшее образование – окончила Национальный аграрный университет в г. Киеве по специальности «бухгалтерский учет в сельском хозяйстве».

– А как же Вы стали главным бухгалтером ИПС?

– В конце 80-х мы с мужем получили квартиру на Теремках. Ездить на работу через весь Киев несколькими видами транспорта было трудно. Поэтому сразу решила искать работу поближе к новому дому. Выбор пришелся на Кибцентр. Сначала там не было свободных вакансий и руководитель ИПС предложил мне выход – временно занять декретную должность обычного бухгалтера. И я согласилась. Это было в начале 90-х годов. А после распада Советского Союза, в 1992 году начался кризис. Численность Кибцентра сократилась более чем втрое. Многие работники увольнялись по собственному желанию, поскольку не было государственных заказов, что привело к сокращению и несвоевременной выплате зарплат. Это были времена, когда зарплату выдавали той продукцией, которую производило предприятие. Например, у нас зарплату часто выдавали не деньгами, а сахаром, холодильниками, шифером и т. п. – тем, чем рассчитывались другие предприятия с институтом за предоставленные услуги. Через некоторое время в результате реструктуризации меня назначили главным бухгалтером ИПС. С тех пор и до настоящего времени я работаю именно здесь на этой должности.

– Так это уже 24 года?

– Да. И еще в 1992 году, когда были очень низкие зарплаты, которые еще и деньгами не выдавали, я нашла несколько частных предприятий, где вела бухгалтерию по совместительству. Так и освоила не только бюджет, но и коммерцию.

– Получается, что Вы работали и в сельском хозяйстве, и в коммунальном, и в бюджетной сфере, и в коммерческой. Бухгалтерия в какой отрасли, по Вашему мнению, самая тяжелая?

– Тяжелее всего – в сельском и в коммунальном хозяйстве. В сельском – потому что нужно знать, кроме всех прочих сфер, также строительство, животноводство, растениеводство и другие специфические вопросы. В жилищно-коммунальном секторе много текущей работы, которая больше связана с должниками и жалобами жильцов многоквартирных домов.

– Какие проблемы есть в бухгалтерии в настоящее время?

– В бухгалтерии проблемы едины: во-первых, очень часто меняются нормативные документы, которые, к тому же, нечетко написаны, то есть нормы законодательства можно трактовать по-разному, а во-вторых, очень низкая зарплата в государственных учреждениях. 

– Как Вы решаете эти проблемы?

– Мы выписываем много разной литературы, в том числе и ваш журнал «Баланс-Бюджет». А много информации получаем через Интернет.

– Какими электронными продуктами пользуетесь?

– Мы пользуемся программой М.Е.Дос, с помощью которой отчитываемся перед контролирующими органами. Также у нас есть специальная программа, разработанная нашим институтом, в которой мы копируем бюджетные отчеты.

– Читаете ли Вы в интернете статьи, новости, комментарии?

– Да, читаю - в основном бухгалтерские новости.

– Ну и последний вопрос. Как Вы думаете, что нужно для улучшения работы бухгалтера?

– Для этого нужно уменьшить количество отчетности, которая еще и во многом дублируется и которую приходится ежемесячно подавать в различные контролирующие органы. Ну и поменьше изменений в законы, больше стабильности.

– Марина Андреевна, спасибо, что уделили нам внимание. Удачи Вам, сил и вдохновения в Вашей нелегкой работе!

Комментарии к материалу