Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Как главному бухгалтеру создать свою звездную команду: основные принципы

30.07.2019 329 0 5

Акценты статьи:

  • какова роль бухгалтера на предприятии;
  • как создать звездную команду;
  • какими принципами управления руководствоваться.

Если мечтаете создать свою звездную команду, начинать нужно, конечно, с себя и с основных принципов управления командой. Об этом мы и поговорим в первой статье серии «Как главному бухгалтеру создать свою звездную команду».

Статью хотелось бы начать с вопроса:

Должен ли бухгалтер быть лидером?

В своей профессиональной жизни я часто сталкивалась с тем, что бухгалтеры не очень хотят быть на виду, проявлять свое лидерство, а больше склонны быть таким себе «человеком за кулисами», который обязательно должен все знать, но при этом находиться в тени. Может, это потому, что «деньги любят тишину»?

На самом деле бухгалтер – это первый помощник руководителя и член команды топ-менеджеров, которые помогают руководителю управлять людьми. И здесь очень важно наличие у человека лидерских качеств.

Что мы видим, когда читаем объявления работодателей о вакансиях на должность главного бухгалтера и резюме самих бухгалтеров? Зачастую это следующие стандартные пункты:

  • высшее образование (бухучет, аудит);
  • знание финансового, налогового, гражданского и трудового законодательства;
  • знание складского учета;
  • опыт составления управленческой отчетности для учредителей;
  • опыт работы в 1С (8.2 Управление торговым предприятием, Дистрибуция); М.Е.Doc, «Клиент-Банк»;
  • опыт прохождения проверок;
  • знание экспорта/импорта;
  • уверенный пользователь ПК (Microsoft Office);
  • наличие таких качеств, как ответственность, пунктуальность, исполнительность, внимательность, доброжелательность.

Но точно знаю, что мало кто из работодателей, да и самих бухгалтеров, четко понимает или имеет четкое представление, что же такое ответственность, пунктуальность, исполнительность, внимательность, доброжелательность. А уж о том, чтобы увидеть в объявлении или резюме требование: «необходимо иметь (имею) все качества лидера», можно и не говорить.

В действительности главный бухгалтер – это член команды топ-менеджеров, и лидерские качества у него должны быть на первом месте. Я не ошибусь, если скажу, что каждый директор мечтает и желает видеть на должности главного бухгалтера в своей компании не просто хорошего специалиста, а современного менеджера, владеющего навыками управления людьми. Лидерские качества нужны главному бухгалтеру для того, чтобы:

  • без проблем руководить людьми, требовать от них всегда с полной отдачей выполнять свои обязанности, оставаться после работы, если не хватает времени, и при этом не ныть;
  • организовать работу бухгалтерии, собрать команду компетентных специалистов и делегировать им необходимые функции, для того чтобы заняться анализом налогов и затрат, оптимизацией бизнес-процессов и другими важными делами;
  • хорошо коммуницировать с контролирующими органами и сотрудниками других отделов, чтобы не возникало конфликтов.

А готовы ли бухгалтеры быть лидерами для своей команды и брать ответственность за свою счастливую жизнь в этой профессии и жизнь своих подчиненных?

Быть успешным на самом деле достаточно легко. Нужно только захотеть. Найди хорошую идею, упорно работай, проявляй инициативу – это не такие уж и тяжелые задачи.

Но когда дело касается группы, т. е. команды, которая появится по мере роста объема выполняемых задач, – это уже другая история. Это еще тот вызов для каждого лидера! Здесь понадобятся дополнительные принципы, которые необходимо соблюдать, чтобы самому быть успешным.

Передавать работу другим, создавать свою команду нужно и необходимо. И этого не надо бояться. Вы должны посмотреть на это с точки зрения того, что ваши помощники не разгружают вас, они дают вам силу, они усиливают вас как лидера. Но произойдет это при определенных условиях: вы должны научиться быть наставником для ваших подчиненных, видеть в каждом из них личность. От этого будет зависеть сила всего коллектива.

Придерживайтесь следующих принципов при создании вашей команды.

Топ-10 принципов управления успешного главного бухгалтера при создании команды профессионалов

  1. Будьте примером для своей команды. Вы должны постоянно обучаться и повышать свою квалификацию. Если вы – профессионал в разных областях, то сможете оказывать на людей больше влияния и вас будут слушать. Вы можете сказать, что все знать невозможно. Да, это правда. Тогда определите, в какой области вашей ответственности у вас есть проблемы и вы испытываете от этого дискомфорт. Именно там у вас, возможно, не хватает знаний. Еще Конфуций говорил: «Если нет времени на обучение, то нужно быть избирательным в том, что изучать».
  2. Больше внимания уделяйте тем, кто делает успехи в работе, и меньше тем, кто создает проблемы. Иногда происходит все наоборот. Уделяя больше внимания тем, кто создает проблемы, в результате получаете больше проблем. Давайте силу тем, кто дает силу вам. Сделайте это, и вы увидите, что это работает.
  3. Устраивайте по утрам небольшие координации со своими людьми, можно за чашкой чая или кофе. Рассказывайте хорошие новости о том, как нашли решение какой-то часто повторяющейся проблемы, делитесь планами на будущее. При этом не говорите при всех о текущих проблемах. На этих встречах уделяйте больше внимания хорошему, и ваш коллектив будет души в вас не чаять. Помните такое правило: ругайте наедине, хвалите при всех.
  4. Проблемы решайте с теми, с кем вы действительно можете найти решение.
  5. Требуйте от подчиненных приходить к вам не с проблемой, а с решением. Поставьте себе на стол или повесьте на дверь табличку с надписью: «Принес проблему – захвати решение».
  6. Наводите порядок. Когда все вместе наводят порядок в кабинетах, это создает хорошее настроение в коллективе. Помните субботники? Заведите себе правило ежемесячно проводить такие субботники в бухгалтерии. Все, что не убирает уборщица, – шкафы, полки, компьютеры, приводите в порядок на субботниках.
  7. Информируйте другие отделы компании о хороших новостях, происходящих у вас в бухгалтерии. Связи с общественностью будут помогать вам заполнить тот вакуум, в котором находится представление о вас сотрудников других подразделений. Это будет влиять на общение с другими отделами, на их отношение к вашим требованиям. Выпишите все хорошие события, произошедшие в бухгалтерии за последние три месяца, например сдали успешно отчетность, собрали всю первичку по дебиторам, отпраздновали коллективом Масленицу с блинами, и известите об этом всех – разошлите по электронной почте всем сотрудникам компании.
  8. Ставьте задачи своим подчиненным только в письменном виде. Пишите их так, чтобы они были понятными для них, и обязательно добивайтесь от них исполнения этих задач, чтобы ваше внимание не задерживалось на этом, когда будете ставить новые задачи.
  9. Поощряйте тех, кто проявляет инициативу, самостоятельно берет новые участки работы, находит решение проблем. Это будет помогать вам в развитии вашего подразделения. В качестве поощрения вы можете помогать им в развитии – направлять на профессиональные семинары, форумы, конференции, конгрессы. Это работает наилучшим образом, ведь там они познакомятся с коллегами, обменяются опытом и получат знания.
  10. Организуйте систему внутреннего обучения своих сотрудников. Это могут быть небольшие семинары от тех, кто уже хорошо освоил какой-то участок работы и может поделиться знаниями с другими. Можно создать профессиональные библиотеки по всем участкам работы бухгалтерии для самостоятельного обучения.

Принятие и выполнение этих принципов помогут вам в создании вашей команды.

Помните! Ваша команда не только разгрузит вас от рутины, избавит от многих стрессовых ситуаций, но и придаст вам сил и укрепит как лидера.

Позвольте команде быть. Пусть не все сразу будет гладко со всеми ее членами, но постепенно сила будет увеличиваться.

Вспомните свое первое желание, свою цель, когда вы пришли в эту профессию, в эту компанию: стать профессионалом в своем деле, помочь руководству принимать правильные управленческие решения, собирая и создавая необходимую информацию и отчетность. Зарядите всю бухгалтерию достижением этой цели! Отдайте им их работу! И тогда ваша команда станет самым важным подразделением в компании. Только так можно сделать жизнь свою и вашего окружения достойной того уважения, которое вы по-настоящему заслуживаете.

Из следующего материала цикла вы узнаете о том, с чего начать для создания своей звездной команды.

Комментарии к материалу