Как главному бухгалтеру создать свою звездную команду: основные принципы
Акценты статьи:
- какова роль бухгалтера на предприятии;
- как создать звездную команду;
- какими принципами управления руководствоваться.
Если мечтаете создать свою звездную команду, начинать нужно, конечно, с себя и с основных принципов управления командой. Об этом мы и поговорим в первой статье серии «Как главному бухгалтеру создать свою звездную команду».
Статью хотелось бы начать с вопроса:
Должен ли бухгалтер быть лидером?
В своей профессиональной жизни я часто сталкивалась с тем, что бухгалтеры не очень хотят быть на виду, проявлять свое лидерство, а больше склонны быть таким себе «человеком за кулисами», который обязательно должен все знать, но при этом находиться в тени. Может, это потому, что «деньги любят тишину»?
На самом деле бухгалтер – это первый помощник руководителя и член команды топ-менеджеров, которые помогают руководителю управлять людьми. И здесь очень важно наличие у человека лидерских качеств.
Что мы видим, когда читаем объявления работодателей о вакансиях на должность главного бухгалтера и резюме самих бухгалтеров? Зачастую это следующие стандартные пункты:
- высшее образование (бухучет, аудит);
- знание финансового, налогового, гражданского и трудового законодательства;
- знание складского учета;
- опыт составления управленческой отчетности для учредителей;
- опыт работы в 1С (8.2 Управление торговым предприятием, Дистрибуция); М.Е.Doc, «Клиент-Банк»;
- опыт прохождения проверок;
- знание экспорта/импорта;
- уверенный пользователь ПК (Microsoft Office);
- наличие таких качеств, как ответственность, пунктуальность, исполнительность, внимательность, доброжелательность.
Но точно знаю, что мало кто из работодателей, да и самих бухгалтеров, четко понимает или имеет четкое представление, что же такое ответственность, пунктуальность, исполнительность, внимательность, доброжелательность. А уж о том, чтобы увидеть в объявлении или резюме требование: «необходимо иметь (имею) все качества лидера», можно и не говорить.
В действительности главный бухгалтер – это член команды топ-менеджеров, и лидерские качества у него должны быть на первом месте. Я не ошибусь, если скажу, что каждый директор мечтает и желает видеть на должности главного бухгалтера в своей компании не просто хорошего специалиста, а современного менеджера, владеющего навыками управления людьми. Лидерские качества нужны главному бухгалтеру для того, чтобы:
- без проблем руководить людьми, требовать от них всегда с полной отдачей выполнять свои обязанности, оставаться после работы, если не хватает времени, и при этом не ныть;
- организовать работу бухгалтерии, собрать команду компетентных специалистов и делегировать им необходимые функции, для того чтобы заняться анализом налогов и затрат, оптимизацией бизнес-процессов и другими важными делами;
- хорошо коммуницировать с контролирующими органами и сотрудниками других отделов, чтобы не возникало конфликтов.
А готовы ли бухгалтеры быть лидерами для своей команды и брать ответственность за свою счастливую жизнь в этой профессии и жизнь своих подчиненных?
Быть успешным на самом деле достаточно легко. Нужно только захотеть. Найди хорошую идею, упорно работай, проявляй инициативу – это не такие уж и тяжелые задачи.
Но когда дело касается группы, т. е. команды, которая появится по мере роста объема выполняемых задач, – это уже другая история. Это еще тот вызов для каждого лидера! Здесь понадобятся дополнительные принципы, которые необходимо соблюдать, чтобы самому быть успешным.
Передавать работу другим, создавать свою команду нужно и необходимо. И этого не надо бояться. Вы должны посмотреть на это с точки зрения того, что ваши помощники не разгружают вас, они дают вам силу, они усиливают вас как лидера. Но произойдет это при определенных условиях: вы должны научиться быть наставником для ваших подчиненных, видеть в каждом из них личность. От этого будет зависеть сила всего коллектива.
Придерживайтесь следующих принципов при создании вашей команды.
Топ-10 принципов управления успешного главного бухгалтера при создании команды профессионалов
- Будьте примером для своей команды. Вы должны постоянно обучаться и повышать свою квалификацию. Если вы – профессионал в разных областях, то сможете оказывать на людей больше влияния и вас будут слушать. Вы можете сказать, что все знать невозможно. Да, это правда. Тогда определите, в какой области вашей ответственности у вас есть проблемы и вы испытываете от этого дискомфорт. Именно там у вас, возможно, не хватает знаний. Еще Конфуций говорил: «Если нет времени на обучение, то нужно быть избирательным в том, что изучать».
- Больше внимания уделяйте тем, кто делает успехи в работе, и меньше тем, кто создает проблемы. Иногда происходит все наоборот. Уделяя больше внимания тем, кто создает проблемы, в результате получаете больше проблем. Давайте силу тем, кто дает силу вам. Сделайте это, и вы увидите, что это работает.
- Устраивайте по утрам небольшие координации со своими людьми, можно за чашкой чая или кофе. Рассказывайте хорошие новости о том, как нашли решение какой-то часто повторяющейся проблемы, делитесь планами на будущее. При этом не говорите при всех о текущих проблемах. На этих встречах уделяйте больше внимания хорошему, и ваш коллектив будет души в вас не чаять. Помните такое правило: ругайте наедине, хвалите при всех.
- Проблемы решайте с теми, с кем вы действительно можете найти решение.
- Требуйте от подчиненных приходить к вам не с проблемой, а с решением. Поставьте себе на стол или повесьте на дверь табличку с надписью: «Принес проблему – захвати решение».
- Наводите порядок. Когда все вместе наводят порядок в кабинетах, это создает хорошее настроение в коллективе. Помните субботники? Заведите себе правило ежемесячно проводить такие субботники в бухгалтерии. Все, что не убирает уборщица, – шкафы, полки, компьютеры, приводите в порядок на субботниках.
- Информируйте другие отделы компании о хороших новостях, происходящих у вас в бухгалтерии. Связи с общественностью будут помогать вам заполнить тот вакуум, в котором находится представление о вас сотрудников других подразделений. Это будет влиять на общение с другими отделами, на их отношение к вашим требованиям. Выпишите все хорошие события, произошедшие в бухгалтерии за последние три месяца, например сдали успешно отчетность, собрали всю первичку по дебиторам, отпраздновали коллективом Масленицу с блинами, и известите об этом всех – разошлите по электронной почте всем сотрудникам компании.
- Ставьте задачи своим подчиненным только в письменном виде. Пишите их так, чтобы они были понятными для них, и обязательно добивайтесь от них исполнения этих задач, чтобы ваше внимание не задерживалось на этом, когда будете ставить новые задачи.
- Поощряйте тех, кто проявляет инициативу, самостоятельно берет новые участки работы, находит решение проблем. Это будет помогать вам в развитии вашего подразделения. В качестве поощрения вы можете помогать им в развитии – направлять на профессиональные семинары, форумы, конференции, конгрессы. Это работает наилучшим образом, ведь там они познакомятся с коллегами, обменяются опытом и получат знания.
- Организуйте систему внутреннего обучения своих сотрудников. Это могут быть небольшие семинары от тех, кто уже хорошо освоил какой-то участок работы и может поделиться знаниями с другими. Можно создать профессиональные библиотеки по всем участкам работы бухгалтерии для самостоятельного обучения.
Принятие и выполнение этих принципов помогут вам в создании вашей команды.
Помните! Ваша команда не только разгрузит вас от рутины, избавит от многих стрессовых ситуаций, но и придаст вам сил и укрепит как лидера. |
Позвольте команде быть. Пусть не все сразу будет гладко со всеми ее членами, но постепенно сила будет увеличиваться.
Вспомните свое первое желание, свою цель, когда вы пришли в эту профессию, в эту компанию: стать профессионалом в своем деле, помочь руководству принимать правильные управленческие решения, собирая и создавая необходимую информацию и отчетность. Зарядите всю бухгалтерию достижением этой цели! Отдайте им их работу! И тогда ваша команда станет самым важным подразделением в компании. Только так можно сделать жизнь свою и вашего окружения достойной того уважения, которое вы по-настоящему заслуживаете.
Из следующего материала цикла вы узнаете о том, с чего начать для создания своей звездной команды.
Комментарии к материалу