Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Различия между функциями главбуха и финдиректора

Мир позитива

04.12.2017 3142 0 1

Главный бухгалтер и финансовый директор – это две разные должности. И два разных функционала. Большие предприятия, как правило, имеют на этих должностях разных работников, в основном из-за огромного объема работы для одного человека.

Каждое предприятие, исходя из своих требований, вправе самостоятельно разрабатывать должностные инструкции для главного бухгалтера.
А ключевые обязанности главбуха перечислены в Законе от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности». Итак, главбух:

  •  руководит бухгалтерией;
  •  обеспечивает соблюдение на предприятии установленных единых методологических основ бухучета, составления и представления в установленные сроки финотчетности;
  •  организует контроль за отражением на счетах бухучета всех хозяйственных операций;
  •  контролирует правильность оформления первичных документов;
  •  участвует в оформлении материалов, связанных с недостачей и возмеще- нием потерь от недостачи, кражи и порчи активов предприятия;
  •  обеспечивает проверку состояния бухучета в филиалах, представительствах, отделениях и других обособленных подразделениях предприятия;
  •  обеспечивает составление и представление в установленные сроки налоговой и статистической отчетности;
  •  обеспечивает подготовку управленческой отчетности для топ-менеджеров, руководителей и собственников;
  •  обеспечивает своевременную уплату налогов и сборов, выплату заработной платы, перечисление других платежей, связанных с хозяйственной деятельностью предприятия. Как видно из вышеперечисленного, главбух сосредоточен на ведении бухгалтерского и налогового учета в соответствии с нормами действующего законодательства.

Это и понятно: как должностное лицо предприятия он несет прямую ответственность в случае нарушений.

Обязанности финансового директора не регламентированы действующим законодательством.
На практике в ведении финдиректора находится финансовое состояние предприятия в целом. А значит, его работа предусматривает формирование запроса на определенные учетные данные, их интерпретацию и выработку адекватных решений, прогнозирование, обеспечение предприятия финансовыми ресурсами. А в целом его задача – уберечь предприятие от банкротства, обеспечить устойчивое состояние и развитие бизнеса.

Как правило, на больших предприятиях финдиректору подчиняются бухгалтерия во главе с главбухом, экономический и финансовый отделы.

На малых предприятиях финдиректор – это руководитель для главбуха, нескольких бухгалтеров и экономиста. В обязанности финдиректора обычно входят:

  •  стратегическое планирование финансовой деятельности предприятия, налоговое планирование;
  •  анализ финансово-хозяйственной деятельности, разработка принципов финансовой политики;
  •  контроль над работой бухгалтерии, экономического и финансового отделов;
  •  автоматизация работы финотдела и внедрение ERP (информационной системы для управления всеми ресурсами предприятия);
  •  бюджетирование; план-фактный анализ;
  •  постановка управленческого учета и формирование консолидированной управленческой очетности;
  •  оценка финансовых рисков инвестиций, обеспечение предприятия деньгами (кредиты, займы, управление денежными потоками).

Как видно из вышеперечисленного, работа финдиректора меньше зарегулирована, предполагает наличие отличных от бухгалтерских компетенций, большей доли творчества (и сопутствующих этому рисков) и другой характер ответственности – в основном перед собственниками бизнеса, а не перед государством, как у главбуха.

1 из 1

Комментарии к материалу