Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Бухгалтер будущего – это человек порядка

23.11.2020 41 0 1

Он любит порядок во всем: в голове, в финансах компании, за которую отвечает, в своем подразделении и в целом в той области, где он работает. Порядок – это такое состояние, когда вещи находятся на своих местах и выполняют свои функции. С помощью точных цифр отчетности бухгалтер помогает руководству и топ-менеджерам развивать бизнес, становясь источником положительных изменений на предприятии. Если есть порядок, то финансовые потоки не застревают, и компания может эффективно работать, наращивая обороты.

Порядок – это основа финансового планирования, когда грамотно учитываются все поступления, а платежи делаются не хаотично, а системно. Это подразумевает, что нет мимолетных случайных эмоций типа «сюда платим, сюда не платим», но есть точные и известные правила работы с финансами и есть учетная политика. В любом производстве есть своя технология. И учетная политика – это технология работы с финансами. Она определяет, по каким правилам учитывается доход, по каким правилам списываются расходы, как считается прибыль, как списывать купленные активы и прочее. Если эти правила написаны и всем понятны, то ни директору, ни бухгалтеру не придется каждый раз что-то придумывать, и они смогут говорить на одном языке. Такие правила позволяют оптимизировать налоги и оберегают от неожиданных ситуаций. Если у вас есть такие правила, налоговая вынуждена им подчиняться, а не придумывает свои: «Вы что-то тут не списали, и поэтому мы что-то не засчитаем или что-то не сделаем». Учетная политика и правила работы с финансами – это азы истинной бухгалтерии.

Если есть правила и система организации и хранения документов, то можно оптимизировать бизнес-процессы, делая их эффективными, а рутину делегировать и автоматизировать. Бухгалтер будущего не должен быть занят однообразной деятельностью и может смотреть, как улучшать свой продукт, как увеличивать производительность, как сохранять и приумножать активы предприятия. Тогда он – человек-менеджер, который управляет финансовыми потоками, управляет средствами компании, сохраняя и приумножая их.

Взглянем на историю. В Царской России все было в частной собственности. Собственник был хозяином, смотрел за своим добром и делал это с помощью учета. Автоматизации не было, велись амбарные книги, но учет был везде! Хозяин нанимал себе человека, которому показывал, как правильно вести учет, потому что он в первую очередь нужен был самому хозяину, чтобы тот знал, сколько у него денег, сколько товара, как и что он производит, как это продается и где и какие у него «заводы-пароходы». Он объяснял своему помощнику-бухгалтеру, какие показатели его интересуют и как он с их помощью что-то отслеживает. Бухгалтер все это понимал и помогал вести книгу доходов и расходов, чтобы по необходимым показателям хозяин имел контроль и мог приумножать свои активы. Знаменитые купцы и помещики не были людьми расточительными и просто так деньги на ветер не кидали, но следили за тем, чтобы их хозяйство процветало, а бухгалтер делал все для того, чтобы активы приумножались.

В наше время ситуация кардинально поменялась, и главная задача теперь у государства, и она в том, как собрать больше налогов. Бизнес же озабочен тем, как скрыть реальное положение дел и свои активы, чтобы налоги не платить. Люди перестали понимать действительную цель учета, и он стал чем-то лишним, стал двойным, появилась черная бухгалтерия и прочее. Собственник пренебрегает финансовой грамотностью, не понимает ее пользы и хочет только, чтобы его не трогали и он меньше платил налогов.

Давайте сравним бухгалтера с врачом. Первое, что необходимо врачу, – поставить правильный диагноз. Для этого он смотрит на определенные показатели, берет анализы, меряет давление, температуру, слушает сердце и легкие, сопоставляет это, если надо, делает что-то еще и только потом решает, что дальше. Какой прогноз, какой план лечения, и как ему сделать организм здоровым. У бухгалтера то же самое. Сначала он должен собрать точные показатели. Для этого ему нужна правильная отчетность, в которой есть правила, как эти показатели анализировать, вычислять разные коэффициенты и пр., чтобы на основании всего этого делать прогноз.

В самом начале своей деятельности я работала в БТИ. Каждый год мы подавали отчетность, анализировали показатели, выполненные за год, на их основе делали новый финансовый план и прогноз и прилагали пояснительную записку. Чтобы бухгалтер мог правильно сделать эту пояснительную записку к отчету, он должен уметь правильно анализировать показатели и выносить свое профессиональное суждение о том, как эти показатели могут влиять на дальнейшее развитие. Но к таким показателям необходим еще один элемент: бухгалтер должен знать и понимать стратегию, которую строит собственник. Без понимания этой стратегии невозможно сделать правильный прогноз. Если стратегия – сокращать затраты, то будет один прогноз, если завоевывать новые рынки и открывать новые территории – нужен будет совершенно иной прогноз.

Только в этой плотной связке правильной отчетности бухгалтера с понятной стратегией собственника можно дать правильное профессиональное суждение. Сам по себе бухгалтер не может придумать: «Вот у меня цифры. Сейчас сяду и порассуждаю…». Такого быть не может. Но когда учредитель рисует бухгалтеру понятное будущее, с помощью этих показателей тот может помочь сделать правильный прогноз. Какие ресурсы есть, хватает ли их и что еще можно привлечь. Можно ли брать кредит или стоит искать заемные средства из других источников, и какие это источники могут быть. Какие активы следует укрепить, а что является пассивом, не используется и т. д.

Бухгалтер будущего должен хорошо в этом ориентироваться!

Главный враг на бизнес-поприще – финансовая безграмотность. Это касается не только бухгалтера, но, в первую очередь, владельцев и руководства, которое не понимает, как строить стратегию и на что ориентироваться. И, конечно же, безграмотность государства в области учета, когда все заканчивается на том, чтобы взять больше налогов. Вся государственная машина под это устроена. Законы меняются для того, чтобы собрать больше налогов. Технические средства меняются, чтобы собрать больше налогов. Зачем мы ведем три вида учета: управленческий, бухгалтерский и налоговый? Ведь можно вести один, но правильный, учет. Весь этот бардак — следствие общей финансовой безграмотности.

Решение кроется в эволюционном развитии области управления финансами. Важно понимать, что такое активы, как вести учет, на чем строится бухгалтерия, и показывать собственникам, что это целая системная область, в которой у него может быть помощник и в которой может быть порядок. Нужно повышать финансовую грамотность, и прежде всего, — руководителям.

Если бухгалтер будет в компании менеджером, если он будет заботиться о своей области, кайфовать от управления финансами и помогать предприятию процветать, то это же работа мечты! Вы смотрите на цифры и понимаете, что эти цифры означают и как с их помощью управлять. Вы видите картину, написанную цифрами, и получаете удовольствие от правильных решений, над которыми не нужно ломать голову. Если вы каждый день видите, как все меняется, и можете отслеживать правильность своих решений, это вдохновляет!

Мы все хотим приносить кому-то пользу и помогать. Бухгалтер – это специалист, который помогает собственнику принимать правильные решения в сфере финансов. Я не знаю, в какой еще профессии есть такое. Деньги – это энергия. И бухгалтер будущего, подобно магу-чародею, может свободно находиться в этих потоках энергии и управлять ими. Он устраняет ежедневное беспокойство топ-менеджеров о деньгах – выживет компания или не выживет. Смогут ли они рассчитаться, что будет дальше и на каком вообще свете они находятся. Без хорошего бухгалтера люди строят догадки, и их постоянно ждут сюрпризы. Этот страх неизвестности мешает развиваться и не позволяет стратегически подходить к бизнесу, управлять им и процветать. А бухгалтер все это видит и может помочь выйти из ситуации!

Комментарии к материалу